doroput

Работа по подготовке будущих усыновителей и опекунов является важным направлением деятельности сотрудников Балашовского детского дома. С целью помощи будущим опекунам и усыновителям в повышении их компетентности по проблемам воспитания приемных детей на базе ГКОУ «Детский дом» г. Балашова начала функционирование в 2009 году «Школа замещающих родителей». Руководителем «Школы замещающих родителей» назначена кандидат психологических наук Морозова Елена Васильевна.
В начале своей деятельности кандидатам в замещающие родители предлагались консультации психолога и юриста в количестве 6 часов, в ходе которых оказывалась помощь в подготовке исков в судебные органы, разъяснялись права и обязанности опекунов и усыновителей, проводилась психологическая подготовка кандидатов в замещающие родители. Групповые формы работы почти не использовались. «Школа замещающих родителей» оказывала консультационную помощь только жителям Балашовского района.
В настоящее время для прохождения подготовки к нам приезжают слушатели из Екатерининского, Ртищевского, Аркадакского, Романовского, Турковского и Балашовского районов.
«Школа замещающих родителей» на базе ГКОУ «Детский дом» г. Балашова осуществляет свою деятельность на основании «Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и их сопровождения в Саратовской области.


Данная программа включает преподавание следующих дисциплин:
1. Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей.
2. Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи.
Программа носит модульный характер: 1 модуль рассчитан на родителей, претендующих стать замещающими и приемными. 2 модуль ориентирован на родителей, которые уже воспитывают приемных детей.
Краткая характеристика учебного процесса.
На изучение курса данной дисциплины отводится 56 часов.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов.
Дисциплина составлена из двух частей - инвариативной (обязательной для каждого слушателя) и вариативной (в ней слушатели выбирают только те темы, которые представляют для них наибольший интерес). Темы вариативной части прослушиваются в форме персональных или групповых консультаций в случае выбора одной темы несколькими слушателями. Группы формируются из всех желающих.
Дисциплина «Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей» программы «Школа замещающих родителей» (разработана Чаниловой Н.Г., Кильдячковой А.В., Соколовой А.В.) ориентирована на кандидатов и замещающих родителей.
Задачи дисциплины:
- помочь замещающим, приемным родителям разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка;
- подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом;
- дать системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи. Содержание дисциплины направлено на освещение вопросов влияния генетических и социальных факторов на развитие ребенка; особенностей развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; типичных родительских ошибок, ожиданий и разочарований детей. Особое внимание уделяется интерпретации поведения ребенка в замещающей, приемной семье и приемам компенсации отрицательного опыта и моральных травм у детей. Полученные в ходе обучения личные данные о слушателях, их семьях и детях являются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.
Дисциплина «Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи» предполагает срок обучения 23 часа, очно - заочную форму обучения.
Слушатели изучают права и обязанности замещающих родителей, направления государственной политики в сфере преодоления сиротства, изменения в действующем законодательстве об опеке и попечительстве, усыновлении, процедурах создания и функционирования замещающей и приемной семьи.
После прохождения курса обучения слушатели проходят итоговую аттестацию.
Положительные результаты прохождения аттестации являются основанием для выдачи свидетельства о прохождении подготовки.
Все слушатели проходят психологическое тестирование, которое предполагает использование апробированных, валидных методик.
Анализ результатов тестирования слушателей позволяет сделать выводы о наличии у кандидатов как конструктивных, так и неконструктивных мотивов, что может сделать адаптацию приемного ребенка неуспешной, а приемных родителей- уставшими и эмоционально неспособными дарить ребенку радость близких отношений, любви и доверия.
В случае выявления неконструктивных мотивов проводится работа по преобразованию их в конструктивные.
В результате проводимой работы в рамках «Школы замещающих родителей» в 2012 году 73 слушателя были подготовлены для воспитания приемных детей.